Общее·количество·просмотров·страницы

четверг, 27 января 2011 г.

Откуда берутся детские проблемы?

 А психолог почему-то, вместо того, чтобы вплотную заняться дочерью, подробно расспрашивает маму о совсем взрослых семейных делах. Да так дотошно, будто вообще речь не идет о девочке. Кажется, он и вовсе забыл о ребенке. Мало того, - он просит мать прийти на следующий прием вообще без дочери. Мать, естественно, недоумевает, она даже готова возмутиться: ведь она пришла на прием с совершенно конкретной проблемой, - зачем же уходить от нее в сторону?


Картина, знакомая каждому психологу, работающему с детьми. Да, очень часто приходится начинать с объяснения родителям тесной, буквально неразрывной связи проблем детского здоровья с особенностями семейных взаимоотношений. Любое нарушение этих самых взаимоотношений не проходит бесследно ни для кого, но для ребенка этот фактор становится решающим.

А нарушений в сложных переплетениях семейных взаимодействий немало. Попробуем описать лишь некоторые из них.


Кто главный?!

Наверное, каждому знакомы семьи, в которых все подчинено одной проблеме: постоянному выяснению, «кто главный». Об этом могут и не говорить, не выяснять отношений напрямую, но вопрос этот проявляется во всем, начиная с того, «кто больше приносит денег в дом», и кончая тем, «кто сегодня моет посуду». Муж относится к собственному заработку в первую очередь как к самоутверждению, а жена самоутверждается как-нибудь по-другому, вплоть до того, что заводит романы на стороне. Впрочем, в наше время совсем не редкость ситуация, когда жена зарабатывает больше мужа. Но главное в том, что для обоих вопрос самоутверждения заслоняет собой очень многое, если не все.

Дети в таких семьях очень часто растут болезненными и нервными, причем их недуги – это тоже вопрос самоутверждения в борьбе за внимание родителей. Конкуренция между братьями или сестрами приобретает просто-таки патологические черты, а если появляется новорожденный, то возникают проблемы, поскольку старший ребенок всячески проявляет к нему антипатию.


Каждый сам за себя!

В другой семье все стабильно и благополучно. Все довольны друг другом, серьезных ссор практически не бывает, какие-то небольшие проблемы решаются без конфликтов. Но вот случается что-то очень серьезное – и вдруг все изменяется. Начинаются взаимные обвинения, даже насмешки, вступает в силу принцип «каждый – сам за себя»…

Именно в таких семьях дети подвергаются огромному риску нервно-психических расстройств. Еще бы: только что семья для них была оплотом, гарантией спокойствия и стабильности, и вдруг в одночасье все рухнуло. Ребенок ничего не в силах понять, психологическая защита у него еще слабо развита, и в результате – болезнь или, в лучшем случае, стойкий «нигилизм», уверенность в том, что никому в этом мире нельзя доверять…


Какое тебе дело до меня?!

Бывают семьи, где принцип «каждый – сам за себя» не проявляется при определенных обстоятельствах, а присутствует просто-таки изначально, на нем строится буквально все. Изолированность друг от друга, невмешательство в личную жизнь каждого члена семьи подаются как главные ценности - вплоть до провозглашения «уважения к правам человека».
Конфликты в такой семье происходят чаще всего из-за случайного нарушения «границ личности» и выражаются фразами: «Какое тебе дело до меня, я все решаю только сам (сама)!»

В таких семьях большие проблемы возникают при достижении детьми подросткового возраста. Причина очевидна: это постепенно сформировавшиеся замкнутость, скрытность, неискренность, а то и лживость, к которым ребенок привык с раннего детства.


Все это сказки!

Иная семья для посторонних глаз выглядит совершенно благополучной. Все трудности в ней преодолеваются сообща, скандалов и конфликтов практически не бывает. Но… не хватает эмоциональности, искреннего проявления чувств и, в конечном счете, просто человеческого тепла. Дети в таких семьях, как правило, вырастают без серьезных социальных отклонений, они уважают внешнюю благопристойность и придерживаются общепринятых норм, но… ни в детстве, ни во всей последующей жизни они не верят ни в «верную дружбу», ни в «вечную любовь», считая все это выдумками и сказками. Плохо даже не то, что убедить их в обратном невозможно, а то, что в результате им просто недоступны четкие моральные принципы.

Я же тебе всю жизнь отдала!

Бывает и наоборот: на первом плане в семье – очень тесное психологическое слияние, невозможность жить друг без друга, даже чья-то жертвенность. Часто это бывает в неполных семьях,
где мать отказывается от личной жизни ради ребенка. Малыш при этом буквально купается в ее любви, но… приходит время, и такая зависимость от матери начинает его тяготить. Рано или поздно он может разорвать эти узы столь решительно, что в душе матери останется незаживающая рана: еще бы, ведь она отдала ему всю жизнь. Может случиться обратное: он останется на всю жизнь очень зависимым от матери и либо вообще не сможет создать свою семью, либо в его семье все будет зависеть от того, «что скажет мама», - а это прямой путь к конфликтам.


Он же еще совсем маленький!

Наконец, есть семьи, которые специалисты называют гиперпротективными: в них кто-то один (чаще ребенок, но бывает и иначе) пользуется совершенно неограниченными правами и претендует на львиную долю благ и внимания. Причины такого положения дел называются разные: «он еще маленький», «он тяжело болен», «он много работает», а может и вообще не быть никаких объяснений. Надо ли говорить, как вредит такое отношение формированию личности ребенка. В его характере не смогут сформироваться самые необходимые черты, и впоследствии он будет просто слаб и беззащитен перед многими обстоятельствами жизни. Мало того, такие дети часто, уже повзрослев, «сидят на шее» у родителей, не будучи способными чего-либо достичь.

Нужна ли помощь?

Во всех этих случаях (впрочем, не только в этих, но и в других, не перечисленных здесь) расплачиваться за семейные проблемы приходится прежде всего детям. И особенно плохо то, что причинно-следственные связи тут далеко не всегда очевидны. Действительно,
не каждый родитель способен согласиться с тем, что плохое физическое самочувствие, а подчас и просто конкретная болезнь ребенка зависят от каких-то нарушений семейных взаимодействий. И вот здесь – узловой момент: смогут ли родители, озабоченные состоянием ребенка, понять, что обращаться им следует не только к врачу-педиатру и даже не только к невропатологу, но и к психологу, а то и к психотерапевту, специализирующемуся на семейных проблемах.


Что должно насторожить?

Ну, например, то, что болезни, уже имеющиеся у ребенка, обостряются именно тогда, когда возникают какие-либо напряжения в семье. Или то, что детских болезней у чада что-то слишком много, и, мало того, они меняются: на прошлой неделе были одни, а сегодня что-то исчезло, а что-то вдруг появилось. Или такой факт: возникла острая семейная проблема (развод, потеря работы, смерть кого-то из близких) – и тут же появляется сопутствующая проблема: внезапная болезнь ребенка. Все это указывает на психологические причины детских недугов.

Распутать самим этот клубок родителям обычно не удается, нужна семейная, групповая или индивидуальная психотерапия. Иногда семейные противоречия так велики и имеют такую давнюю историю, что работать специалисту приходится не один и не два сеанса. Что ж поделать, если вопрос детского здоровья подчас невозможно решить иначе, как через решение совсем не детских проблем.


Елена Щербакова, психолог

Комментариев нет:

Отправить комментарий