Искуство в жизни ребенка в младенчестве и раннем возрасте входит в общение со взрослым через рифмованные народные потешкии , попевки, детские стихи и колыбельные песенки,яркие картинки и звучащие игрушки.Сильное влияние в этом возрасте на ребенка оказывает музыка, формируя его эмоциональную сферу слуховое восприятие. Основные виды музыкальной деятельности, такие, как музыкальное восприятие, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, закладываются уже в младенчестве. Формирование художественной культуры личности, ее субкультуры начинается с первых дней жизни. Эмоциональная реакция на ласковое слово матери, смех, отклик на радостную мелодию-все это истоки развития музыкального восприятия. Звукоподражание и нежное пение взрослого, активизация лепета и пения ребенка формируют не только предпосылки его речи, но и предпосылки пения как вида музыкальной деятельности.
В первые годы жизни яркость впечатлений создается разнообразием тембрового звучания музыки, исполняемой взрослым на разных детских музыкальных инструментах: металлофоне, детских гуслях, дудочке. Ребенку (особенно при нарушении зрения и слуха) важно совместно со взрослым прикоснуться к инструменту, извлечь звук на бубне, барабанчике, почувствовать вибрации, возникающие при игре на инструменте. Такие манипуляции с интструментом помогают установить связь между своим действием с инструментом и звуком, развивать его слуховые и моторные ощущения, но и являются предпосылками развития в дальнейшем такого вида музыкальной деятельности, как музыцирование. Естественно пространство группы, среда, где растет ребенок и развивается ребенок, должныбыть насыщены этим звучащими предметами.
Физиологическое воздействие музыки на человека основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура обладают способностью усвоения ритма. Музыка как ритмический раздражитель стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной сфере.(О.А. Ворожцова, 2004). При восприятии музыки моторная активность присутствует в сознании как органическая составляющая. "....Восприятие музыки совершенно непосредственно сопровождается теми или другими двигательными реакциями, более или менее точно передающими временной ход музыкального движения, или говоря другими словами, восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент.."(Е.А.Медведева, Л.Н.Комисарова, Г.Р. Шашкина, О.Л. Сергеева, 2001,с.12)
Возникающий под влиянием слуховых ощущений образ является сложной интермодальной ассоциацией слуховых, зрительных, временных и пространственных представлений. Это единство есть образ движения. Таким образом музыка в сознании воспринимающего представляет собой образ движения, созданный следующими компонентами: эмоционально-коммуникативной направленностью интонации, ее моторно-двигательным эквивалентом и связанными с ним пространственными представлениями(О.А. Ворожцова,2004)
Формой активной музыкотерапии является пение. Это вид исполнительского искусства, который оказывает глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, развитие его психических функций , а также на психофизиологические процессы такие как дыхание, газообмен, кровообращение, сердечную деятельность, помогает углублению и регуляции дыхания, укреплению голосового аппарата.
Основная цель музыкотерапии применительно к ребенку состоит в гармонизации личности через развитие способности самопознания, самовыражения и связано с продуктивным характером искусства вообще и музыки в частности.
Комментариев нет:
Отправить комментарий